Психолого-педагогическая служба ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.
На уровне ДОУ, задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, является совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в службу психолого – педагогического сопровождения ( далее ППС) , что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией. Наличие эффективной системы сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения.
Основная цель работы педагога-психолога - создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации образовательной программы.
Основными направлениями работы в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса являются:
Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:
1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий.
Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психодиагностическая работа ведется в системе, с учетом перспективного плана, результатов предыдущей диагностики и коррекционно-развивающей работы по следующим направлениям:
- диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, мелкая моторика);
- эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, самооценка);
- готовность к школе (определение стартовых возможностей будущих первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности);
- коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы Службы ПП сопровождения ДОУ. В соответствии с заключением ПМПК для детей разрабатывается маршрут сопровождения, направления работы с ребенком и родителями.
Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителя-логопеда, педагогов и других специалистов.
Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов диагностик, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).
Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации.
Состав службы психолого-педагогического сопровождения в ГБДОУ №18 на 2022-2023 учебный год
руководитель службы заместитель заведующего Яковлева Татьяна Игоревна
старший воспитатель – Тиверева Ольга Анатольевна
педагог-психолог - Ершова Светлана Владимировна
Официальный сайт ППМС центра Невского района http://www.nevapmsc.ru/
На основании положение_о_службе_психолого-педагогического_сопровождения. в дошкольном образовательном учреждении Службой психолого-педагогического сопровождения на 2024-2025 учебный год создан:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ
приказ_об_организации_работы_ППк.
положение_об_оказании_психолого-педагогической_помощи_и_психолого-педагогическому_сопровождению.